Производство OSB (ОСП) в России

OSB В РОССИИ

Производство плит ОСП в России на сегодняшний день отсутствует. Тем не менее, российский рынок демонстрирует очевидную потребность в данном конструкционном материале. Причём организация производства плит в России может быть предпочтительнее, чем импорт этой продукции. По данным ВНИИДРЕВ, объем производства плит OSB в России в 2005 г. составил 0,2-0,3 млн. кубометров. К 2010 году объем выпуска OSB возрастет до 1,0…1,5 млн. кубометров. Ожидается, что в 2015 году объем производства достигнет 1,5…2,0 млн. кубометров.Следует отметить, что заводы древесных плит относятся к категории капиталоемких производств. Общий объем инвестиций в строительство одного завода по производству ДСП, MDF или OSB на основе современного оборудования с проектной мощностью 200-300 тыс. кубометров в год с дооснащением линий ламинирования или переработки в детали и заготовки для мебели и строительства составляет 70-100 млн. евро. Это несколько сдерживает активность по привлечению инвестиций со стороны крупных российских финансово-промышленных структур.Основным фактором конкурентноспособности является относительно низкая расчетная себестоимость производства по сравнению с фактическими показателями зарубежных производителей:

сравнительный график себестоимости производства ОСП в мире

Основными факторами, определяющими сgрос на плиты ОСП, являются:

  • рост жилищного строительства;
  • развитие новых технологий строительства с применением конструкционных элементов из древесины;
  • развитие новых областей применения (мебельное производство, ответственная тара и упаковка);
  • замещение фанеры в традиционных областях применения (строительство). В Северной Америке расход плит на 1 кв. м возводимой жилой площади деревянных домов равен примерно 0,3 м3. При этом в России этот показатель не превышает 0,01 куб. м. Тем не менее, исходя из перспектив жилищного строительства в России ("Концепция стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации до 2010 г."), можно предположить, что расход плит ОСП на 1 кв. м возводимой жилой площади деревянных домов к 2010 г. достигнет североамериканского и европейского показателей. Согласно упомянутой "Концепции", в планах российского государства - увеличить объем жилищного строительства к 2010 г. до 80 млн кв. м жилья (в 2003 г. — 36 млн кв. м). На сегодня доля жилищного строительства в России составляет 44,4%, из них 7,5% приходится на деревянное домостроение. В качестве возможного развития принято, что к 2010 г. эти показатели возрастут и составят 50% и 21% соответственно. Сценарий развития жилищного строительства согласно принятым допущениям показан в таблице:

    Основные параметры жилищного строительства в России

    Название показателя 2003 г. (факт.) 2010 г.
    Объем жилищного строительства, млн кв. м 36,0 80
    Индивидуальное жилищное строительство, млн кв. м 16 40
    Деревянное домостроение, млн кв. м, в т.ч.: 1,2 8,4
    - дома из массивной древесины 0,5 3,4
    - панельные дома 0,6 2,5
    - каркасные дома 0,1 2,5
    Окончательный расчет прогнозной динамики потребления плит ОСП в России учитывает следующие допущения:
    1. Основными потребителями плит ОСП являются дома каркасного и панельного типов, производство балок I-beams, мебельное производство, производство ответственной тары и упаковки.
    2. Структура использования плит ОСП:
      • панельные и каркасные дома - 92,5% (исходя из расхода плит 0,3 м3 на 1 м2 возводимой площади)
      • мебельная промышленность - 4%;
      • балки I-beams - 2%;
      • ответственная тара и упаковка - 1,5%
    3. Доля панельных домов в перспективе равномерно снижается с 55% до 30%, а каркасных увеличивается 5% до 30%. Однако суммарное соотношение панельных и каркасных домов и домов из массивной древесины остается неизменным.
    Прогнозная динамика потребления плит ОСП в России.
    график прогнозируемого роста потребления ОСП в РФ
    Объем российского рынка OSB в течение 2002-2006 гг. увеличивался практически экспоненциально, а в 2006 г. (с учетом таможенных данных, засвидетельствовавших беспрецедентный объем импорта) составил 258 тыс. куб.м, что представляет собой семикратный рост рынка.Импорт OSB в Россию растет прогрессирующими темпами: ввоз OSB за 1-е полугодие 2006 г в 16 раз превысил физический объем импорта за аналогичный период 2002 г. Лидирующими поставщиками ориентированно-стружечных плит в Россию в 2002-2006 гг. были предприятия из Германии, Польши и Кореи, обеспечившие почти 85% всего импорта.Из данных прогноза следует, что уже в среднесрочной перспективе (до 2010 г.) спрос на плиты ОСП в России возрастет почти на порядок. Удовлетворение растущего спроса может быть в значительной степени обеспечено за счет создания и развития собственного производства плит ОСП.
    Данные исследования за 2006 г. (выдержка):
    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
           В настоящее время внутри России рынок плиты OSB только формируется, высокая цена плиты не дает ей возможность конкурировать с хвойной фанерой. Большинство респондентов, потенциальных потребителей и дистрибьюторов, не осведомлены о качествах продукта, а высокая цена плиты сдерживает их интерес к ней. Исключением является Калининградская область, которая является основным потребителем плит OSB (около 40%), которые беспошлинно ввозятся в регион из Европы; дистрибьюторы плиты последние три года активно формировали рынок плиты, и сейчас на нем присутствует дефицит продукта.Практически полностью массовое потребление плит OSB в России приходится на строительную промышленность; мебельная и упаковочная отрасли не используют плиты OSB. Крупнейший по объемам индивидуального жилищного строительства в России московский регион (Москва и Московская область) является вторым импортером плиты OSB после Калининградской области и занимает долю всего 19,9% импорта (импорт в 2002 — 2004 гг. составил 10 659,6 куб. м). Запуск производства OSB в России, и появление на рынке плиты по цене ниже фанеры, позволит увеличить потребление плиты в России к 2010 г. до 800 тыс куб.м в год.
    По материалам журнала "Лесная индустрия"

 

/* // детектим органический поисковый трафик из трех поисковиков $_organic_seo = false; $_utm = false; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'], "yandex.ru/clck") !== false) { $_organic_seo = true; } if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'], "www.google.") !== false) { $_utm = ($_GET['utm_source'] == "google"); $_organic_seo = !$_utm; } if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'], "go.mail.ru") !== false) { $_utm = ($_GET['utm_source'] == "yandex"); $_organic_seo = !$_utm; } // включаем калибри лишь для всех источников кроме органического трафика if (!$_organic_seo) { */ ?>